9-10 сентября председатель Собрания депутатов МО “Котлас” Александр Степанов побывал в Тихвине Ленинградской области. По плану основных мероприятий Союза городов центра и Северо-Запада России на 2016 год здесь прошло заседание секции «Культура» и открытый фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине». Проблемы и потенциалы сотрудничества культуры и туризма были главной темой обмена мнений среди представителей городов.

- Александр Юрьевич, какую основную идею вы вынесли из этого заседания? Что объединяло участников круглого стола?

- Все города ищут свои идентичности – чем они отличаются от других. Очень велико стремление к сотрудничеству, участники стараются перенимать лучший передовой опыт тех городов, которые продвинулись в этом отношении дальше соседей. С докладом «Маркетинг мест: опыт работы на территории Российской Федерации» перед нами выступил Константин Алексеевич Гаранин – руководитель центра территориального маркетинга, куратор курса «Маркетинг территорий» Высшей школы маркетинга и развития бизнеса национального исследовательского университета Всшей Школы Экономики (г.Москва). Он показал на примерах малых городов - таких, как Торжок, что и как они сделали для развития города: нашли идентичность и возможность привлечь туда максимальное число туристов.

Компания занималась маркетингом территории Красной Поляны в Сочи – оказывается, и там проблем немало: Олимпиада прошла, и гостиницы стали пустовать. Они сумели в летний период заполнить эти места больше, чем в Олимпиаду: притянули всевозможные конкурсы, фестивали, мероприятия для людей с ограниченными возможностями.

Доклад всем дал много полезного. Гаранин отметил, что сегодня во многих малых городах внезапно решают: мы будем развивать туризм. И говорят: давайте для этого что-нибудь сделаем с завтрашнего дня. А так не бывает. Этому должна предшествовать глубокая исследовательская база. Перемены должны быть подготовлены. Например, нужно опросить население: сами-то горожане хотят перемен или нет? Ведь население может принять решение власти в штыки. Зачем народу какой-то шум, беспокойство, если и так все хорошо? Может оказаться, что бренд не подкреплен ничем – тоже промах. Цель должна быть четка и понятна всем: для чего привлекаются эти туристские потоки, что мы от этого хотим.

- Что вас удивило в самом Тихвине, что там сделано для развития города, потоков туристов?

- Тихвин – город поменьше нашего, градообразующим предприятием в советские времена был вагоностроительный завод. Потом он практически умер. Но после 2010 года завод сумели возродить. Нынче это самое мощное производство вагонов в России. Сейчас примерно 9 тысяч работающих, а будет порядка 11 тысяч. Пришел деловой инвестор. Сначала создал современную техническую базу - строил завод, дома для заводчан - многоэтажные микрорайоны. В Тихвин вновь устремились молодые специалисты из всей России, как в 70-е, когда здесь была ударная комсомольская стройка. А компания-инвестор подключилась к вопросам благоустройства Тихвина. Здесь решили что на фоне современного инновационного предприятия общий уровень развития города явно отставал и даже вносил диссонанс. По договору с администрацией завод во всех местах массового отдыха заменил светильники, сделал современные остановки общественного транспорта, много занимается проектами социально-культурной направленности. Тихвин выглядит очень ухоженным, благоустроенным.

Поразил их социокультурный центр “Тэффи” - библиотека (где и проходило заседание секции культуры), его оснастили на высочайшем уровне. Богатый книжный фонд, есть доступ к крупным библиотечным базам. Все пространство адаптировано для людей с ограниченными возможностями. Здесь регулярно проходят выставки, мастер-классы, творческие встречи, концерты и конференции.

Дворец культуры в Тихвине выкупил частник. Сделал ремонт - внешний и внутренний. Туда стал приглашать артистов первой величины. На этом и зарабатывают. Зал почти на 1000 мест. Акустика изумительная! 22 народных образцовых коллектива в городе - танцевальные, вокальные, духовые - и все они арендуют площади в этом ДК. Не так дорого для города и выгодно для владельца: небольшая денежка, но постоянная. Великолепный пример, как можно сотрудничать.

Разработан и новый туристический маршрут - часть концепции городского развития. Он называется “Пять столетий веры” и приурочен к 500-летию Успенского собора. Вошел в топ-100 туристических маршрутов по итогам российского конкурса.

Впечатляет в Тихвине и пользуется популярностью музей Николая Андреевича Римского-Корсакова, который родился и вырос именно в этих местах.

- То есть гостям города можно посмотреть много разных достопримечательностей. А Котлас? Что вы думаете о его потенциале?

- Год назад шесть близлежащих районов подписали соглашение о сотрудничестве в плане туризма и культуры. Видим, что медленно дело подвигается. В конце августа у нас состоялся культурный форум. Глава А.В.Бральнин выступал, отметил, что для активизации направления необходимо, чтоб в бюджет следующего года заложили средства на развитие. Выслушали выступления тех, кто готовил единый бренд «Северное трехречье». Намечены планы. Сейчас надо вкладывать больше денег, чтоб развивать этот бренд. Это не только туристическое направление. Но и продукция, которая производится, выращивается в наших местах.

- Но совсем недавно был символом Котласа Кот Ласковый. Сейчас позиционируем Северное Трехречье. Это правильно – перескакивать с бренда на бренд?

- А почему нет? Не обязательно один бренд развивать! В Костроме их десять, наверное: Сырная столица, Родина царей, Родина Снегурочки. Чем больше уникальных брендов – тем богаче территория. Нужно работать, искать эти уникальности.

Вот взять город Мышкин на Волге - 10 тысяч жителей, трудно развивать такую территорию. И все стало приходить в упадок, даже перестали теплоходы приставать. Они там пошли от названия, сделали музей Мышки - огромный дворец. Завязано с этим все до мелочей. Например, в местном ресторане гостям дают бесплатный сыр. Интерьер соответствующий. Когда даже в мелочи идентичность просматривается, это хорошо.

- Вам удалось побывать и на открытом фестивале духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине», который имеет статус международного и проходит в Тихвине с 2000 года...

- Можно сказать, посчастливилось! Это знаковое событие в музыкальной жизни не только города, но и страны. В разные годы в программах фестиваля принимали участие известные джазмены и джазовые коллективы России и зарубежья, в том числе музыканты из Финляндии, Дании, Швеции, Великобритании и других стран. Среди организаторов — Тихвинская школа искусств имени Римского-Корсакова. Постоянный ведущий — музыковед и теоретик джаза Владимир Борисович Фейертаг. Он представлял каждый коллектив, причем очень подробно и интересно. Санкт-Петербург, Боровичи, Великий Новгород – музыканты играли на разных площадках по 5-7 произведений. Были представители Америки, Африки, пели классно на испанском. А вечером состоялся джем-сейшен в ресторане. Это когда музыканты меняются местами и играют в свое удовольствие. Темы иной раз идут из зала. Такая энергетика – не передать!

У нас есть великолепный коллектив во Дворце культуры. Они бы смотрелись там замечательно. Об этом надо подумать и на будущий год, может быть, котласские джазмены покорят любителей живой музыки в Тихвине.

- Да, показывать свой город, свои коллективы на новых площадках обязательно нужно. Скажите, а кроме хорошего исполнения, что вы там отметили в плане подхода к организации фестиваля?

- Налицо традиции! Фестиваль проходил в 17 раз! Они выбрали форму, которую развивают. Причем все музыканты записывают диски, на фестивале их распространяют и продают, тем самым пропагандируют этот стиль музыки. Кстати, достаточно много было зрителей. И там всегда присутствует социальный блок: пенсионеры и школьники посещают мероприятие бесплатно. В городе повсюду развешаны афиши. И это дает эффект. Кроме этого, проходит много других российских конкурсов: Российский конкурс-фестиваль детского художественного творчества «Тихвинский Лель», международный оперный фестиваль имени Римского-Корсакова и другие. Третий год здесь организуют очень интересный, уникальный конкурс академических вокалистов.

- У нас тоже есть прекрасные площадки – Дворец культуры, школа искусств «Гамма», гостиничный комплекс «Сапфир». Как, по-вашему, их можно было бы  использовать, чтоб приблизиться к уровню Тихвина? Дело во многом в интересе инвестора или можно зайти и со стороны культуры?

- Нельзя просто перенести чужой опыт – не приживется. У нас есть свои мероприятия - нисколько не хуже: конкурс художников «Синяя Птица», «Новые имена» – по классу баяна, аккордеона – проводится уже 20 лет.

У нас нет одного градообразующего предприятия. Но есть несколько разных, которые отчисляют налоги в бюджеты всех уровней. Нужно с ними работать, чтобы они начинали вкладываться в культуру и понимали ее значимость. Чтоб это был проект партнёров.