Мольбы дачников Вершины услышали. 21 июня сдан в эксплуатацию участок отремонтированной дороги, соединяющий центральную часть дачного товарищества с самыми удаленными участками СОТ «Авиатор». 2 млн рублей удалось изыскать администрации Котласского района. Осталось дождаться утверждения в областном министерстве транспорта продления маршрута автобуса №312, чтобы эта история, наконец, завершилась полной победой дачников.

Депутат городского Собрания Елена Елисеенкова тоже имеет дачу на Вершине, правда, в самом начале. Но, видя мытарства людей, которые выходя на первой остановке дачного поселка, со всем скарбом с весны до осени добираются до дальних дач пешком, стала главным двигателем решения вопроса с дорогой.

Из письма И.Шерсткова (март 2016 г.)

“Десятки лет существуют на Вершине садово-огороднические товарищества. Практически все дачные участки принадлежат жителям города. В советские времена туда курсировали автобусы не только из центра города, но и из микрорайона Лименда, что позволяло трудящимся с меньшими затратами времени добраться к месту (язык не поворачивается сказать отдыха) досуга. Проблем с состоянием дорожного покрытия не возникало. Автобусы принадлежали государству в лице ПАТП.

С момента передачи перевозок предпринимателям сначала от СОТов потребовали все автобусные остановки оборудовать железобетонными плитами. Собственники садовых участков приобрели и установили такие плиты. Через некоторое время перевозчик потребовал установить дорожные знаки, указывающие главную дорогу и второстепенные заезды на дачные участки. Требование было удовлетворено. Сейчас поговаривают, что необходимо провести освещение вдоль маршрута автобуса. Это такое же абсурдное предложение, как и предыдущие два. Я понимаю, что требования к перевозкам пассажиров возрастают. Часто бываю на трассе Котлас-Удима. Движение транспорта там гораздо выше, плит железобетонных не наблюдается, не все отворотки помечены знаками “второстепенная дорога”, про электроосвещение говорить не приходится.

В дачном периоде прошлого года со стороны перевозчика появилось новшество, что, якобы, маршрут автобуса утвержден только до первой дачной остановки, а две следующих в схеме движения отсутствуют. Спрашивается, для чего было нужно обустраивать последующие остановки? И если маршрут был укорочен, то почему стоимость проезда осталась прежней? Не надо забывать, что от первой остановки конкретным гражданам необходимо добираться до дачных участков более километра; здесь и инвалиды, и престарелые, родители с маленькими детьми - и все с сумками и рюкзаками. Это разве нормально? Полагаю, что бардак этот необходимо прекратить.”

Каждый месяц в течение целого года Елена Елисеенкова набирала номер министерства транспорта Архангельской области, писала письма-обращения, объясняя ситуацию.

- Автобусники в свое оправдание указывали, что дорога не соответствует требованиям, госавтоинспекция поддерживала: нет знаков, ливневки, освещения, ширина не та, - рассказывает Елена Николаевна. - В 2015 году в мой адрес было столько обращений дачников - и по дороге, и по графику движения автобуса №312! Раньше он делал пять рейсов, теперь два - утром и вечером. Звонила и писала в министерство, в управление городского хозяйства, к главе Котласского района Светлане Бральниной, так как именно район принял на баланс дорогу на Вершине.

Из письма председателя правления СОТ “Авиатор” А.Метельской в Собрание депутатов МО “Котлас”:

“СОТ «Авиатор-1», в составе которого находится 58 участков, территориально располагается в самом конце дачного посёлка Вершина. Даже от конечной остановки автобуса (третьей по счёту) расстояние до дачных участков составляет от 300 до 800 м. Время на дорогу в зависимости от возраста и состояния здоровья людей тратилось от 30 до 50 мин.

До открытия дачного сезона осталось меньше месяца, и члены нашего садоводческого товарищества уже сейчас обеспокоены вопросом, решится ли в 2016 году проблема автобусного сообщения. В весенний-начало летнего периоды дачники везут рассаду, подкормки, домашних питомцев, какие-то вещи. Хотя, к слову сказать, в любое время дачного сезона крайне редко можно среди пассажиров автобуса встретить кого-либо с пустыми руками.

Необходимо отметить, что разворотная площадка на первой остановке не оборудована, автобус разворачивается не безопасно для присутствующих рядом людей. Тогда как на конечной (третьей остановке) для разворота существует дорожная петля. Остановочное место для людей также оборудовано (бетонная плита), есть стенд для расписания.

Обобщая изложенное, от имени всех членов СОТ «Авиатор-1» убедительно просим помочь в разрешении проблемы по продлению автобусного маршрута № 312 Котлас - Вершина до третьей (конечной остановки).”

К одному из обращений в Собрание депутатов было приложено 43 подписи членов разных садоводческих товариществ - “Медик”, “Волна-1”, “Волна 2”, “Силикатчик”. “Связист”, “Восход”, “Портовик”, “Авиатор 1”. Есть и письма от отдельным дачников.

В папке по “делу Вершины” депутата Елисеенковой в отдельном файле лежит письмо из министерства транспорта  от 21 октября прошлого года, в нем значится:

“Паспортом автобусного маршрута № 312, согласованного администрациями муниципальных образований «Котлас» и «Котласский муниципальный район», предусмотрено движение автобусов до начала территории садово-огороднических товариществ.

По существу обращения информируем, что 15 октября 2015 года комиссией по организации регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным маршрутам на территории Архангельской области проведено комиссионное обследование автодороги «подъезд к дер. Вершина» и автодороги, проходящей по территории садово-огороднических товариществ.

По итогам обследования комиссией сделан вывод о невозможности в настоящее время продления схемы движения межмуниципального автобусного маршрута № 312 до конца территории садово-огороднических товариществ в связи с несоответствием предлагаемых изменений требованиям безопасности дорожного движения (наличие многочисленных неровностей на всем протяжении; отсутствие предупреждающих знаков «Опасный поворот», «Уступи дорогу»; сужение проезжей части до 5 м; опоры линии электропередач, жилая застройка расположены вплотную к проезжей части; разворотная площадка не соответствует требованиям ГОСТ; отсутствует возможность организации тротуаров на всем протяжении; отсутствует водоотвод, освещение; наличие застоя воды на всём протяжении).

При приведении дорожных условий в нормативное состояние вопрос продления схемы движения межмуниципального маршрута № 312 будет рассмотрен повторно.”

Рядом читаем очередной депутатский запрос с аргументами Елены Елисеенковой: “Можно многое сделать, чтобы было удобно людям, если задаться такой целью, а не заниматься отписками. Еще раз убедительно прошу Вас подойти со всей серьезностью к решению проблем. с которыми обращаюсь к Вам от имени и по поручению членов садоводческих товариществ, находящихся на территории Вершины Котласского района. В комиссию по дороге и маршруту прошу включить меня и председателей кооперативов, предварительно известив о времени обследования”.

Письмо из министерства от 15 февраля 2016 г. сообщало: “В соответствии с государственной программой «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014 - 2020 годы)» реконструкция, капитальный ремонт на автомобильной дороге не предусмотрен. Эксплуатационное состояние будет поддерживаться за счет средств на содержание региональных автомобильных дорог Котласского района. В 2015 году в рамках работ по содержанию были выполнены следующие работы: разрубка полосы отвода от нежелательной растительности - 1,04 га; ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия - 100 м ; установка дорожных знаков - 74 шт. Проводилось регулярное профилирование гравийного участка два раза в неделю.

В 2016 году для улучшения эксплуатационных качеств автомобильной дороги предусмотрены следующие мероприятия: разрубка полосы отвода от нежелательной растительности - 2,9 га; оканавливание автомобильной дороги - 3000 пм. Также планируется выполнение ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия и регулярное профилирование гравийного участка 2 раза в неделю.”

Комиссия министерства по транспорту побывала с обследованием дороги на Вершине весной этого года. В ее работе приняла участие и Е.Н.Елисеенкова:

- Утверждений и обещаний привести дачную дорогу в соответствии с требованиями, чтобы можно было обращаться с вопросом о продлении автобусного маршрута, от специалистов я тогда не услышала, - продолжает Елена Елисеенкова.

Сдаваться в решении проблемы она не собиралась - пусть придется писать даже в Москву. Но... прошло всего пару недель, как появился первый радостный результат упорных и настойчивых обращений депутата и дачников. Администрация Котласского района, глава Светлана Бральнина нашли возможность пойти людям навстречу. Из бюджета района были выделены порядка 3 млн руб. на ремонт дачной дороги - не смотря на сложности с бюджетом, этот участок дороги был включен в план ремонтов. 21 июня работы были приняты комиссией.

- В Котласском районе еще много дорог, которые не соответствуют нормативам и требуют проведения ремонта. Но учитывая многочисленные просьбы людей, имеющих дачные участки на Вершине, не только в мой адрес, но и в адрес губернатора Игоря Орлова, учитывая многочисленные обращения заместителя председателя городского Собрания депутатов Елены Николаевны Елисеенковой было принято решение о проведении первоочередного ремонта именно этой дороги. Сумма затраченных  средств в результате проведения конкурса составила 2 миллиона 222 тысячи 677 рублей, - говорит глава МО “Котласский муниципальный район” Светлана Бральнина.

Аукцион на проведение дорожного ремонта на этом участке был проведён в мае, его выиграла предприниматель из Шипицыно Наталья Стрекаловская. Претензий к качеству выполненных работ проверяющие 21 июня не высказали. Участок дороги длиной 1 км 214 метров прошел обязательную процедуру приемки.

- Сейчас произведен капитальный ремонт данной дороги. Дорога соответствует необходимым требованиям по безопасности перевозки пассажиров. Установлены знаки. Ширина проезжей части позволяет движение автобусов, - рассказывает Александр Шумилов, начальник управления имущественно-хозяйственного комплекса районной администрации.

- Дорога для чего – чтоб было удобно людям. Я довольна и очень обрадовалась, когда узнала о выделении средств на ремонт. Даже не верилось в это, пока не увидела официальный ответ из районной администрации, - говорит Елена Елисеенкова.

Главное препятствие для продления автобусного маршрута №312 сегодня снято - на конечной, третьей остановке на Вершине есть удобный разворот для автобуса.

- Весь год, пока я писала обращения, несмотря на, казалось бы, беспросветные “нет возможности”, мною двигало желание помочь людям. Видеть, как они идут пешком – в основном пожилые, с тяжелыми ношами, нелегко. Огромное спасибо всем, кто в итоге содействовал решению проблемы с ремонтом дороги. Теперь вторая задача - пустить по этой дороге автобус, - добавляет Елена Николаевна.

В день приемки дороги глава района сказала, что теперь они будут обращаться в министерство по этому поводу. Депутат держит ситуацию на своем контроле, даже находясь в отпуске. Потому что давно решила для себя, что доведет это дело до конца.