5 октября - день Учителя. Среди депутатов Собрания депутатов городского округа “Котлас” - большая плеяда именно работников педагогического труда. Это касается как шестого созыва представительного корпуса, так и всех предыдущих. Голос учителей всегда звучал здесь громко, убедительно, уверенно. О чем сегодня необходимо говорить в отношении сферы образования и учителей с депутатских трибун? И какие трепетные воспоминания о школе хранятся у котласских депутатов? Четыре знаковых мнения в профессиональный праздник учителей...

Александр Степанов, спикер Городского Собрания, бывший директор школы искусств “Гамма”:

- Основное, что было тогда и ушло сейчас - то, что в школе, наряду с обучением, педагоги всегда занимались и воспитанием детей. Я рад, что на федеральном уровне уже прозвучало намерение убрать из закона “Об образовании” понятие “образовательная услуга”. И слава богу, если это случится в ближайшее время. Школа - это не магазин. Все известные педагоги, заложившие основы - среди них Сухомлинский, Макаренко, Амонашвили и другие, - подходили к обучению с точки зрения воспитания, а не услуг. 

Те педагоги, которые учили меня, заложили основы моего характера и жизненных ценностей, которыми я пользуюсь до сих пор. Хотя не так хорошо помню физику и математику. Но в то время, когда я хотел стать учителем, все начиналось из категории воспитания. Если это вернут в школы, то уважение к учителю, которое было раньше, начнет возвращаться. Пока что оно гораздо ниже, чем было в советское время. И дело не в деньгах, далеко не в них!

Василий Бреховских, депутат шестого созыва, директор школы №18:

- Сегодня много говорится о тех больших, хороших задачах, которые стоят перед работниками сферы образования, а мы предлагаем еще большие усилия сосредоточить на моментах наполнения и реализации этих задач. К примеру, нужно накормить детей дошкольного возраста бесплатным питанием - и вместе с тем нужно обеспечить улучшение материальной базы школьных столовых, чтобы иметь возможность говорить о качестве школьного питания. Одно тесно связано с другим... 

С 2016 года поднимается вопрос о повышении зарплаты работников образования. И учителя ждут реализации задач по укреплению их финансового благополучия. Потому что это один из важных кирпичиков повышения значимости труда учителя в целом. Необходимо сбалансировать финансовую оплату и те высокие требования, которые пришли в школы с новыми задачами в образовании. И приумножать достижения государства в деле повышения авторитета учителя. 

Я работал в школе в двух веках - в конце 20 - начале 21, и скажу, что разница не в пользу нашего времени. Еще нужно многое сделать, чтобы сегодня наших учителей ценили и родители, и общество так, как это было в прошлом веке. И средства массовой информации, и руководители, и, естественно, власть должны обязательно поднимать вопросы повышения престижа педагогического труда. 

В моей памяти много учителей. Моим кумиром, ориентиром в педагогической работе был  фронтовик Ляпустин Юрий Иванович, учитель из третьей школы. С тех пор, как я поступил работать в школу, живу надеждой, что придет светлое время, и  учителя будут трудиться от души. Стараюсь трудиться так всегда, в любые времена. 

Николай Козицын, депутат шестого созыва:

- Я поступил учиться в 91-ю школу в 57-ом году, моя первая учительница - Шалева Мария Михайловна. Она учила нас до 4 класса, потом у нас были разные учителя по предметам. Но особенно нравилось, как подает материал учитель по литературе  Лопачева Лидия Михайловна. Я был непоседливый школьник, но на ее уроках сидел, как завороженный. И считаю, в наше время школьные предметы преподавались очень качественно, фундаментально. Это и физика, и математика, и алгебра, и геометрия, и астрономия.  А еще у нас были и более широкие знания об общественной жизни. И к выпускным экзаменам после 8 и 10 класса требования к нам были очень высокие, без всяких тестов. Считаю, школы будут гораздо лучше без ЕГЭ - их должны заменить полноценные экзамены. 

Я учился с удовольствием! И когда закончил 10 классов, два года видел сны о школе, учителях и одноклассниках - я очень тосковал. Дай бог, чтобы нынешние ученики с таким же пиететом относились к своим педагогам, как относились к ним мы. “Те” знания стимулировали развиваться, дополнять свои знания, искать ответы на вопросы, которые появлялись в наших головах...  

Анатолий Арсеев, депутат шестого созыва, учитель истории:

- Современная система российского образования очень устарела и меняется - даже не скажу, что развивается - в неправильном направлении. Очень сильная бюрократизация. Это все понимают - учителя, классные руководители завалены отчетами. Очень много разных ограничений. Учителю законным образом сводить класс в поход практически невозможно. Это такая ответственность, инструкции! Все процессы забюрократизированы. 

Зарплаты - их, конечно, приподняли в последнее время, но все равно они оставляют желать лучшего. Особенно у молодого учителя - он может получить нормальную оплату, если наберет уроков на две ставки. А ведь плюс классное руководство, проверка тетрадей... Такой учитель практически не видит семью. А должна быть зарплата, чтобы даже на одну ставку начинающий учитель получал бы нормально. А педагог со стажем - уже очень хорошо. 

Но самое главное, на что хочу обратить внимание, - направление развития образования. Оно не туда идет! Сколько выпускников школ, а потом заканчивающих вузы по специальности, меняет сферы своей профессиональной деятельности? Вероятно, больше половины! Школы учат по инерции, заданной еще в сталинские-хрущевские годы, а общество, экономика и все остальное модернизируются очень быстро. 

Сколько часов отводят в школе компьютерной технике, компьютерным знаниям? Мизер! Ученика забивают тоннами фактов по огромному количеству предметов. Я видел рабочие программы по истории, смотрел задания - параграфы у старших классов по 15-20 страниц. Ученик их читает, только чтобы на следующий день ответить на вопросы учителя и забыть, освободив мозг для следующей темы. Надо учить ребенка учиться - искать необходимую в нужный момент информацию, а не пытаться забивать ему голову миллионами фактов, которые потом не пригодятся, и он их не запомнит.  

Менять нужно многое! Но надо и отдать должное учителям. В этих условиях бюрократизации, несовершенства рабочих программ, учебников, они все-таки многое дают детям. За это им большое спасибо!

О своих воспоминаниях. 10 лет школы - это, конечно же, много. Были разные учителя, но есть для меня особые - Андрей Эрвинович Гарвардт - историк, которого очень ценит историческое сообщество Котласа, с очень серьезным подходом к образованию. Елена Геннадьевна Полуянова - русский язык и особенно литература. В четвертой школе она пыталась нестандартно вести уроки, давать дополнительную информацию намного шире, чем программа, и настолько свободно общалась с учениками, что они после школы бежали не домой, а к ней в класс, разговаривать с учителем...