Наша новая рубрика - “Избранный голос”. Открывая ее, мы начинаем цикл публикаций к 20-летию городского Собрания депутатов, которое состоится в декабре 2016 г. Сегодня наш гость - депутат Андрей Стрекаловский, предприниматель, чей голос третий созыв подряд представляет интересы большого числа котлашан. Мы говорим о личном, бизнесе в кризис и не только...

- Андрей Николаевич, совсем недавно вам исполнилось 50 - момент “перезагрузки” в жизни. Как относитесь к этой дате?

- Безусловно, это момент переоценки ценностей. Поволновался  немного, но на самом деле есть много планов, чем заниматься, что делать. Хотя теоретически можно выйти на пенсию.

- Помню, как вы сказали в одном опросе для газеты - как раз на предмет мыслей о пенсии - что успешный предприниматель в чем-то похож на пенсионера. Если бизнес работает, находится время на отдых…

- Поспать до одиннадцати - ничего страшного. Можно позволить себе. Иногда. Тут ведь подгоняет другое. Стремление что-то сделать гораздо сильнее.

- А все-таки почему в свой юбилей вы решили с семьей уехать из Котласа, скрыться от потока поздравлений?

- Я начал широко отмечать дни рождения в 33 года -  ресторан “Витязь” тогда еще был. Потом 35 - в Легенде, 45... Сейчас уже нет такого желания. В 33 это интересно. Тем более смотри - собрать разных людей на дне рождения, пусть и лучших знакомых. Получается, что ты единственный, кто их объединяет. Группа депутатов, группа спортсменов… Не знаю, может было бы правильно собрать всех. Но я решил, что лучше отправиться в семейную поездку. Давно мечтал съездить в Прагу. Красивый город.

- И какое впечатление он оставил?

- В отличие от России Европа пытается просто жить. Понятно, что и там стремятся к развитию, но нет постоянной борьбы. За выживание, с врагами внешними, внутренними. Они просто спокойно живут. Возможно, если бы мы жили так, нам бы не хватало борьбы -  мы бы придумали, где побороться. Нельзя сравнивать - там хорошо или здесь? Ведь наша-то задача очень простая. Посмотреть, что там лучше, и как это можно у нас применить.

К примеру, отношение к инвалидам… Технический музей - здание четыре-пять этажей, и на каждый сделан подъемник для инвалида. Все предусмотрено! Низкопрофильные автобусы. Человек на коляске чувствует себя комфортно. С русским таксистом разговаривали - он стремится платить налоги, потому что у него цель - зарекомендовать себя хорошим жителем. Но опять там система - если ты платишь налоги, то имеешь право на всякие вычеты, получается столько льгот!

- А что захотелось по примеру Праги реализовать здесь?

- Понравилось, что там масса кафе. В доме, где мы жили, их было три. Совершенно спокойно люди вечером идут в кафе, ужинают. Мы не смогли однажды никуда попасть - хотели посмотреть чемпионат по футболу, в три ресторанчика сходили, но все было занято. Люди там встречаются, общаются. Нам до этого далеко. У нас есть кафе, но относительно количества жителей города, их число, по сравнению с Прагой, настолько мало…

Очень шикарный общественный транспорт - хорошие троллейбусы, метро, все это вовремя ходит. Удобные карты. Покупаешь, выбирая время действия - 12 часов или четыре часа, один час. Соответственно, меньше стоит. С ней ездишь везде. Удобно.

- Вернемся на родину. Ваш бизнес отличается тем, что каждое предприятие по сути создано под конкретных людей, которым вы создали условия. Как вы их находите?

- Ситуация взаимная. Кто кого находит. Я - их, или они - меня? По-разному. Приходят люди - присматриваешься. Бизнес - это элемент доверия. Особенно когда дело совместное. В конце концов, ты должен посмотреть в глаза человеку, поверить ему, он - тебе.  Думаю, что мне просто повезло.

Не считаю, что какой-то человек лучше другого. Кто-то умеет рисовать, кто-то петь, кто-то - заниматься бизнесом. И недостатки есть у всех нас, но задача научиться мириться с ними. Сейчас бизнес можно создавать только на основе какого-то конкретного человека. Или у него глаза горят. Или есть профессиональные возможности, и ему просто нужно найти помощника-компаньона. Универсальных людей, которые бы занимались и технологией, и бухгалтерией, просто не существует. Даже маленькое кафе - это команда.

- Почему именно сейчас так важны люди для создания бизнеса - объясните… Кризис?

- Нет. Момент очень простой. Возрастает конкуренция. Хоть мы и говорим, что у нас не хватает кафе - на самом деле конкуренция есть. Если сейчас строить бизнес без профессионального подхода, без людей - ты обречен на неудачу. Не скажу, что все получается - бывают проекты, которые не выстреливают, помещения пустые. Это никуда не денешь. Всегда есть риск. Но с наличием профессионала он минимален. Каждый должен заниматься своим делом. Даже для хорошего повара можно поставить хороший ресторан.

- Сейчас много говорят о том, что наступило время истинной оценки стоимости услуг. Для вас какие уроки принес кризис?

- Кризисы бывают периодически. 92-ой, 98-ой, 2008-ой. Просто сегодняшний - он самый плохой. Очень длительный по времени, и он происходит в новой конкурентной среде - очень высокая конкуренция. Наличие больших свободных площадей, конкурентов-федералов, плюс общая ситуация, инерционность бизнеса. Ты не можешь быстро все перестроить.

- Как вы смотрите на приход сетевых федеральных компаний?

- Это объективная ситуация. Федеральные сети не останавливают свое развитие, продолжают открываться. Хотя время покажет, может, им и придется какие-то магазины закрывать, потому что перебор. Но смотри, в Америке есть огромная сеть Walmart, несколько десятков тысяч магазинов, все ее проклинают, но она же работает. Потому что есть своя организация работы, конкурентные преимущества. Да, они платят низкие зарплаты, не работают под каждого потребителя. У них есть матрица - они работают по ней. Очень эффективная модель ведения бизнеса - могут работать с производителями, диктуя им цены, потому что у них объем рынка большой. Но по опыту Кирова, других городов - все равно остаются одна, две, три местные сети, отдельные магазины.

Местная сеть может подстраиваться под потребителя, его запросы. Матрица большой компании в конце концов просто приучит людей кушать то, что предложено. С одной стороны плюс, с другой стороны минус. Многие города просто лишены выбора.

- А позитив есть?

- Избитая китайская фраза, что кризис всегда мобилизует твои возможности - начинаешь  задумываться. Если взять “Адмирал” и “Семеновский” - они стали работать лучше. Объективно. Мы поняли, что пытаться в кризис работать так, как раньше, нельзя. Позиционировать себя дорогим магазином невозможно. Люди стали более критичны к ценам. Это основополагающий фактор. Раньше на первом месте стояло обслуживание, качество. Но не сейчас.

- Какие сферы вам еще интересны?

- Любые. Очень нравится производство. Любое. Но надо понимать, что Котлас - довольно ограниченный рынок сбыта. Приведу в пример пивоварню. Казалось, объем 40 тонн для Котласа - самое то. Но мы отработали три года, и увидели,, что Котлас забирал всего 30 процентов объема, остальное приходилось вывозить. Тогда зачем здесь держать производство, если проще разместить его там, где больше продается?

- Что из обычных дел, обывательских, вам по душе. Что делаете дома, в деревне?

- Принести дров, напилить. Сейчас вот привезли 15 кубов - тихонечко пилишь, колешь, укладываешь. Баньку потопить - очень нравится. Пока воды наберешь, приберешь. На “квадрике” проехаться, почистить дорогу, возле дома со снегоуборщиком пройтись. В деревне в чем преимущество? Если в городе приезжаешь, врубаешь телевизор и все - в лучшем случае сходил на кухню, поел, футбол посмотрел - а там постоянно работа находится. В конце концов, даже покормить птиц выйдешь. Прилетают синички, сороки. По лесу прогуляться приятно, в огороде поковыряться. Сейчас этот же снег без работы сидеть не дает...

Беседовала Елена Безденежных.

Опубликовано: “Новый Котлас”, №2 (16) февраль 2016