В феврале в Великом Устюге состоялось очередное общее собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России, в который входит 27 городов, в том числе Котлас и Коряжма. О проблемах, которые обсуждались на встрече, рассказал председатель Собрания депутатов МО «Котлас» Александр Степанов.
- Александр Юрьевич,  проблемы местного самоуправления всем известны и обсуждаются давно на различных встречах и совещаниях. Почему годовое собрание Союза городов началось с круглого стола по этой теме? Власть не слышит мнение городов?
Действительно, в течение всего 2013 года Союз городов нарабатывал свои предложения по реформе местного самоуправления. Мы требовали четко разграничить полномочия федеральной, региональной и местной власти, закрепить за местными бюджетами процент от собираемых налогов вместо дотаций. Все предложения были направлены руководству страны, но, похоже, не были услышаны.  Более того, в последнее время звучат мнения о необходимости радикальной реформы местного самоуправления.
- По вашему мнению, она не нужна?
Радикальная и непродуманная реформа местного самоуправления не нужна и очень опасна. Это не только мое мнение. Лучше неидеальное, но стабильное законодательство, чем постоянно меняющееся. У нас же в стране ежегодно меняются правила игры, и от этого страдают не только местные власти, но и все граждане.
- В чем сила местного самоуправления в России?
Органы местного самоуправления – главы, администрации, советы депутатов – не входят в систему органов государственной власти. Они должны решать те проблемы, которые волнуют жителей конкретного города и района, объединяя усилия промышленников, предпринимателей, всевозможных общественных организаций. На плечах муниципалитетов страна поднималась из руин после войны, местное самоуправление сохранило целостность России в «лихие 90-е», когда административно-территориальные границы трещали по швам. При этом местная власть всегда избиралась непосредственно гражданами, хотя демократичность выборов не всегда соблюдалась. Но сегодня потенциал муниципалитетов не используется, они ослаблены, лишены возможностей реально решать проблемы на местах. У людей возникает ощущение, что все решают губернаторы и, в конечном итоге, президент. Мне иногда звонят избиратели и спрашивают: зачем тогда мы выбирали мэра и депутатов? Но ликвидация местного самоуправления на уровне городов не приблизит власть к населению, не сделает ее более доступной. Наоборот, это выльется в снижение гражданской ответственности на местах и недовольство федеральной властью.
- Что же нужно для развития местного самоуправления? Какие рекомендации приняли представители Союза городов?
Все высказались за сохранение местного самоуправления в городах, за выборность депутатов и мэров городов. Большинство поддержало прямые выборы мэров и одномандатную мажоритарную систему выборов депутатов. В защиту института сити-менеджеров голосов прозвучало немного. Также в очередной раз было отмечено несоответствие финансовых источников и полномочий, слишком частые изменения законодательства, отсутствие системы стимулирования развития территорий. Необходимы единые социальные стандарты. Сегодня дети, родившиеся, например, в Москве, в Архангельске, Котласе и Куимихе изначально имеют совершенно разные стартовые возможности. Такого быть не должно.
Участники совещания приняли обращение к президенту России, в котором призвали не торопиться с резкими преобразованиями системы местного самоуправления. Однако мы готовы обсуждать и искать такие формы преобразований, которые позволят добиться роста эффективности социально-экономического развития как муниципалитетов, так и Российской Федерации в целом.
Беседовала Жанна Королева