Как учитывать расходы, фактически понесенные депутатами, работающими на неосвобожденной основе, Городское Собрание на 50-й сессии не определилось. Народные избранники проголосовали за перенос на одну из очередных сессий рассмотрение вопроса «О внесении изменений в решение Собрания депутатов МО «Котлас» «О порядке и условиях предоставления депутатам Собрания депутатов МО «Котлас», выборным должностным лицам местного самоуправления МО «Котлас» отдельных гарантий осуществления их полномочий». А вместе с ним перенесли и рассмотрение протеста прокурора Котласской межрайонной прокуратуры, чтобы принять решение по двум связанным вопросам одновременно.

Правовой департамент области с прошлого года настоятельно рекомендует представительным органам муниципального уровня утвердить, что компенсация расходов на осуществление депутатских полномочий выплачивается только за фактически понесенные депутатами расходы, и принять собственные Порядки выплаты компенсаций. Как того требует актуальное законодательство.

Пионерами в регионе в этом вопросе пока являются Собрания депутатов Холмогорского района (решением от 20 февраля 2020 года № 74 «Об утверждении Положения о правовом статусе депутата Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» там предусмотрен перечень расходов депутата представительного органа, связанных с осуществлением им своих полномочий и возмещаемых за счет компенсационных выплат) и Вельского района (где решением от 25 декабря 2019 года № 259 внесены изменения в Положение об обеспечении деятельности депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области, утвержденное решением от 20 февраля 2013 года № 135, которыми также установило перечень расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, и предельный размер денежной компенсации указанных расходов).

— Мы в Котласе придерживаемся позиции, которую занял так же представительный орган в Северодвинске, — добиваемся единого регионального подхода, единой формы перечня расходов депутата, возмещаемых ему за счет компенсационных выплат. А для этого требуется изменить областной закон. Если подход к расходам депутатов в нашей области не будет единообразным, будут возникать вопросы. А почему так? А как голосовали за Порядок депутаты? Была ли у них в этом заинтересованность? Очень много оснований оспаривать такие муниципальные нормативно-правовые акты в рамках возникновения возможного конфликта интересов. Что это за риск, мы прекрасно видим на ситуации с Николаем Завадским. Поэтому, считаю, совершенно справедливо наши депутаты согласились на сессии 21 января, что самое разумное - перенести рассмотрение вопроса вместе с заявленным протестом прокурора, - комментирует спикер Городского Собрания Александр Степанов.

Положение 2009 года, по которому котласские народные неосвобожденные избранники (все, кроме председателя и зама) получают небольшую по сегодняшним временам компенсацию за работу с избирателями, в комиссиях и на сессиях, опирается на Положение областного Собрания депутатов. И оно не поменялось. Региональное ЗакСобрание уже трижды завернуло нововведения по вопросу. Определенности нет там, и на нашем местном уровне у депутатов множество вопросов.

Проект нового подхода разработан специалистами Контрольно-правового отдела Аппарата Собрания депутатов. 21 января он обсуждался на сессии. Документ предусматривает изложение пункта 1 статьи 1 решения № 67-141-р в новой редакции в соответствии с рекомендациями Правового департамента, изложенными в Пояснительной записке к проекту областного закона № №пз 7/272 «О внесении изменений в статьи З и 7 областного закона «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области».

Депутатам предлагалось утвердить, что компенсация расходов на осуществление депутатских полномочий выплачивается только за фактически понесенные ими расходы, в соответствии с закрытым перечнем и на основании предоставления полного пакета отчетных документов. В этот закрытый перечень по проекту решения попали:
- расходы, связанные с арендой помещения для проведения встреч с избирателями;
- расходы по размещению в средствах массовой информации материалов о своей деятельности, поздравлений к праздничным и знаменательным датам;
- расходы, связанные с информированием избирателей о времени и месте проведения приемов избирателей, встреч и других мероприятий;
- расходных материалов для оргтехники;
- расходы на приобретение и обслуживание справочных правовых систем:
- расходы на приобретение сувенирной продукции, на приобретение подарков, цветов для поздравления граждан, а также организаций в связи с праздничными днями, памятными и юбилейными датами, профессиональными праздниками;
- расходы на приобретение специальной литературы и (или) периодических печатных изданий:
- почтовые расходы (пересылка почтовых отправлений, расходы на упаковку, пересылку почтовой корреспонденции), в том числе на приобретение конвертов, марок, поздравительных открыток;
- расходы на приобретение канцелярских товаров;
- оплата услуг сотовой (мобильной) связи по одному телефонному номеру, принадлежащему депутату.

Проектом решения определено, что предельный месячный размер денежной компенсации расходов неосвобожденного депутата не может превышать одного должностного оклада муниципального служащего городского округа Архангельской области «Котлас», имеющего наименьший должностной оклад, который составляет сумму 7449 рублей 40 копеек, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и выплачивается за счет средств бюджета городского округа «Котлас». Если сумма фактических расходов, связанных с осуществлением депутатских полномочий, превысит этот порог, то сумма превышения депутату не будет компенсироваться.

Чтобы получить эти деньги, 18 депутатам представительного корпуса до 15 числа ежемесячно будет необходимо предоставить в Аппарат Собрания полный пакет документов: заявление о возмещении фактически понесенных в отчетном месяце расходов, связанных с депутатской деятельностью, финансовый отчет по возмещению расходов, связанных с депутатской деятельностью за месяц, и обязательно все документы, подтверждающие наличие права на возмещение расходов (чеки, квитанции, договоры, акты и прочее). Причем ответственность за это ложится на самого депутата. Соберет пакет документов - может рассчитывать на компенсацию. Не соберет - компенсации не получит.

Как следует из заключений администрации и Контрольно-счетной палаты городского округа “Котлас” на проект решения, оно содержит в себе возможное увеличение расходов из бюджета городского округа «Котлас». Например, на доплату бухгалтеру, который будет проверять отчетные документы. А увеличение бюджетных ассигнований не учтено проектом бюджета на 2021 год и плановые 2022-2023 г.г.

На совместном заседании всех комиссий Собрания по обсуждению предложенного проекта решения 18 января было рекомендовано рассмотреть данный вопрос после получения решения суда, которое состоялось на следующий день после сессии — 22 января — в Архангельске.

Суд в пятницу удовлетворил иск правительства области о признании недействующим пункта 1 статьи 1 решения Собрания депутатов городского округа Архангельской области «Котлас» от 05 ноября 2009 года № 67-141-р «О порядке и условиях предоставления депутатам Собрания депутатов муниципального образования «Котлас», выборным должностным лицам местного самоуправления муниципального образования «Котлас» отдельных гарантий».

Городское Собрание дорабатывает проект решения по депутатским компенсациям, чтобы рассмотреть его на одной из ближайших сессий, и рассчитывает на прояснение позиции областных коллег, чтобы работать в едином ключе с ними и с другими муниципалитетами региона.