Максим Дмитриев, председатель временной специальной комиссии Собрания депутатов МО «Котлас», созданной решением Собрания депутатов МО «Котлас» от 26.11.2015 № 140 для изучения причин ухудшения качества питьевой воды, подаваемой населению МО «Котлас» муниципальным предприятием «Горводоканал», в октябре-ноябре 2015 года, подвел итоги работы комиссии. Далее - текст доклада (46 сессия от 27 октября 2016 г.):

“Уважаемые депутаты!

В конце ноября прошлого года в связи с многочисленными жалобами жителей муниципального образования «Котлас» о плохом качестве воды из центрального источника водоснабжения мы создали специальную комиссию для изучения причин ухудшения качества питьевой воды, подаваемой населению МО «Котлас» муниципальным предприятием «Горводоканал» в октябре-ноябре 2015 года.

Со дня создания комиссии было проведено 9 заседаний (2015 год: 30 ноября, 03 декабря, 18 декабря; 2016 год: 19 февраля, 14 марта, 29 апреля, 05 мая, 14 июня, 13 сентября).

Такая длительность в работе комиссии была вызвана отсутствием необходимых документов и информации, запрошенных комиссией у руководства МП «Горводоканал», но неправомерно не представленных ими вплоть до 25 мая 2016 года. То есть документы были представлены директором МП «Горводоканал» Ерофеевским А.В. спустя полгода и то после подключения Котласской межрайонной прокуратуры.

Промежуточная информация о работе комиссии докладывалась мною на сессиях 2 раза (17 декабря 2015 года, 14 апреля 2016 года). Планировался доклад 23 июня 2016 года, но по известным причинам та сессия не состоялась.

Представляю Вам итоговую информацию о деятельности данной специальной комиссии.

1. Первое. По вопросу влияния на качество воды строительства фирмой ООО «Дорстройсервис-Коряжма» мостового перехода через реку Лименда в Котласском районе в районе Ямского.

У МП «Горводоканал» нет доказательств о влиянии строительства моста на качество воды в водоисточнике. Предприятие считает, что строительство мостового перехода наиболее вероятный источник загрязнения. При этом исследование воды до и после моста (источника предполагаемого загрязнения) не производилось.

В то же время в распоряжении специальной комиссии имеется копия положительного заключения государственной экспертизы строительства моста, которое содержит вывод о том, что проектная документация, включая смету и результаты инженерных изысканий объекта, соответствует требованиям технических регламентов, в том числе по санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям.

Перекладывание ответственности на ООО «Дорстройсервис-Коряжма»

в связи со строительством мостового перехода отводит от истинных причин снижения качества воды либо от технологических проблем МП «Горводоканал».

2. Второе. По представленным данным производственной лаборатории МП «Горводоканал» за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года на протяжении всего периода прослеживается ухудшение показателей воды по цветности, мутности, железу, окисляемости перманганатной, алюминию как в источнике, так и в водопроводной сети.

Изучив данные, представленные от Роспотребнадзора, МП «Горводоканал», в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 члены специальной комиссии пришли к выводу, что при значительном ухудшении норм качества воды с реки Лименда и нормы качества питьевой воды необходимо применять в этот период химическую обработку воды.

Применение химической обработки воды, а точнее – процесса коагуляции, предусмотрено проектом на станции водоподготовки МП «Горводоканал». Из анализов мы видим, что снижение показателей воды в водопроводной сети города Котласа до нормативных не прослеживается, а если и меняется в сторону уменьшения, то незначительно.

Комиссия делает вывод, ссылаясь на протоколы, полученные от Роспотребнадзора, и данные производственного лабораторного журнала МП «Горводоканал», что химическая обработка в октябре, ноябре, декабре 2015 года не проводилась, а если проводилась, о чём нас информирует руководство предприятия, то с большими нарушениями.

В распоряжении комиссии имеется также письмо Научно-исследовательского института экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.Сысина, который на основании направленных специальной комиссией сведений из протоколов лабораторных испытаний Котласского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области за апрель-май 2014 года, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года сделал следующие выводы:

- представленные протоколы анализов воды из системы централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения муниципального предприятия «Горводоканал» свидетельствуют о серьезном нарушении санитарно-эпидемиологических требований, установленных юридически утвержденным документом СанПиН 2.1.4.1074-01. Вода с такими качественными характеристиками, согласно российскому законодательству и международным рекомендациям, не может считаться питьевой;

- представленные в Вашем обращении анализы не соответствуют критериям даже «условно доброкачественной питьевой воды», во-первых, потому что отклонения от нормы отмечены не по одному, а по 3 показателям (цветности, мутности и содержанию железа), во-вторых, касаются ещё 2 показателей (перманганатной окисляемости и содержанию алюминия), не подлежащих какой-либо корректировке;

- указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что потребление питьевой воды такого качества не только связано с ограничением водопотребления по эстетическим соображениям, что само по себе имеет негативный характер влияния на организм человека, но может представлять и

непосредственную угрозу здоровью населения, особенно детского.

3. Третье. Инвестиционная программа МП «Горводоканал» на 2014-2016 годы направлена на повышение энергетической эффективности, снижение неучтённых расходов и потерь воды.

Проанализировав полученную информацию по реализации указанной инвестиционной программы, комиссия приходит к выводу, что в 2014-2015 годах были освоены основные инвестиционные средства в объёме 16 млн. 465 тыс. рублей, остаток на 2016 год – 4 млн. 876 тыс. рублей.

Какую мы видим картину на основании отчётов о фактической себестоимости услуг водоснабжения и водоотведения МП «Горводоканал» на сайте предприятия: потери в 2014 году – 30,6 процента, в 2015 году – 33,5 процента, за 6 месяцев 2016 года – 30,2 процента.

Удельные нормы энергопотребления при водоснабжении на 1 м3: в 2014 году – 0,354 кВт/ч, в 2015 году – 0,322 кВт/ч, за 6 месяцев 2016 года – 0,752 кВт/ч.

Удельные нормы энергопотребления при водоотведении на 1 м3: в 2014 году – 0,492 кВт/ч, в 2015 году – 0,553 кВт/ч, за 6 месяцев 2016 года – 1,021 кВт/ч.

Данные цифры ставят под сомнение выполнение инвестиционной программы предприятия и эффективность использования инвестиционных средств.

4. Четвёртое. Делопроизводственное и юридическое сопровождение деятельности специальной комиссии осуществляли работники Аппарата Собрания депутатов МО «Котлас». Члены комиссии пришли к выводу об оценке деятельности данных работников как положительной.

Подводя итоги работы нашей комиссии, отмечаем следующее:

1) в октябре, ноябре, декабре 2015 года химическая обработка воды не проводилась, а если проводилась, о чём нас информирует руководство предприятия, то с большими нарушениями;

2) ни МП «Горводоканал», ни администрацией МО «Котлас» население города Котласа в этот период не оповещалось должным образом о значительном ухудшении качества воды;

3) участие депутата Собрания депутатов МО «Котлас» Ерофеевского А.В., который одновременно является директором МП «Горводоканал», в заседаниях специальной комиссии не поддаётся никакой критике – последние пять заседаний он проигнорировал, мог демонстративно покинуть заседание непосредственно перед его началом, объяснений представлено не было.

В связи с этим, специальная комиссия:

1) первое, рекомендует Главе МО «Котлас» во исполнение части 11 статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организовать информирование населения города через СМИ и официальный сайт МО «Котлас» в каждом случае существенного ухудшения качества питьевой воды, превышения показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, выявленных по результатам исследований

в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды;

2) второе, рекомендует Главе МО «Котлас» продолжить работу по установке водоочистительного оборудования во всех муниципальных образовательных учреждениях;

3) третье, рекомендует Главе МО «Котлас» в связи с выявленными фактами существенного ухудшения качества питьевой воды обязать руководство МП «Горводоканал» провести на предприятии дополнительную аттестацию работников на предмет знания технологического процесса очистки воды, приказов, инструкций и других нормативных документов, определяющих требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных систем водоснабжения;

4) четвёртое, рекомендовать Главе МО «Котлас» освободить от должности директора МП «Горводоканал» Ерофеевского А.В.

Спасибо за внимание.”

Доклад вызвал бурную полемику среди депутатов.

- Меры, которые мы сегодня принимаем, носят “косметический” характер. Водоисточник - река Лименда - давно вышел за пределы, когда можно эффективно очищать воду существующими технологиями. На самом деле нужно сегодня строить ступень доочистки, которая решит проблему с обеспечением качественной водой населения, - считает депутат Борис Вьюхин.

Свое мнение высказал и Глава МО “Котлас” Андрей Бральнин:

- Чтобы перейти к этапу развития, мы должны закончить этап выживания - пока еще с трудом представляю, как мы его преодолеем. График погашения долгов кредиторам пока выполняется. Но справиться самостоятельно своими силами предприятие не сможет. Мы уже в 20 банков обращались - кредиты не дают. На очередной встрече находится руководитель. Если мы все-таки от банков получаем окончательные отказы, то у нас два варианта. Либо продавать имущество предприятия, либо залезать в бюджет. Поэтому к этапу развития мы подойдет только когда закроем наши старые долги.

Отчитавшись, специальная комиссия закончила свою работу. Хотя звучали предложения продолжить ее деятельность.