Прилегающие территории. Союз городов изучил вопросы, чтобы снять их у жителей городов Центра и Северо-Запада

В конце сентября в древнем русском городе Пскове состоялось очередное общее Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России. В его работе приняли участие делегации из 16 муниципальных образований: Боровичский МР, Великий Новгород, Вологда, Иваново, Коряжма, Котлас, Нарьян-Мар, Новодвинск, Псков, Рыбинск, Северодвинск, Старорусский МР, Сыктывкар, Тверь, Череповец и Ярославль. Побывал на заседании и председатель Собрания депутатов МО “Котлас” Александр Степанов. 

Основной вопрос повестки дня общего Собрания – “Новые возможности муниципальных образований по регулированию вопросов благоустройства (о реализации ФЗ-463)”. Рассказывает А.Ю. Степанов:

- Тема очень актуальна для нашего города. Что важного отметили выступающие на заседании Союза городов в Пскове? Что общими усилиями в Федеральный закон  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в декабре 2017 года были внесены изменения, благодаря которым муниципалитеты могут решить некоторые вопросы, разработать комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Однозначно, изменения в законодательстве позволят улучшить внешний архитектурный облик сложившейся застройки городов, защитить имущественные интересы города, физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В Великом Новгороде, к примеру, уже создается Архитектурно-художественный совет для формирования единой политики в городской среде, направленной на повышение эстетического уровня оформления и приведения в надлежащее состояние фасадов зданий и размещения рекламно-информационных конструкций. Он будет рассматривать Паспорта фасадов зданий.

Участники заседания обсудили не только новые возможности, но и трудности. Одна из них - отсутствие полномочий у органов местного самоуправления принимать меры, в том числе административного воздействия, в отношении собственников помещений в многоквартирных домах, ТСЖ,  управляющих компаний и т.д. Обращение в органы государственного жилищного надзора должного результата не приносят.

- Особое внимание мы уделили вопросам по содержанию прилегающих территорий. Депутаты в Котласе совсем недавно как раз внимательно изучали этот нюанс в рамках принятия изменений в Правила благоустройства, - продолжает Александр Степанов. - Хочу заострить на этом внимание наших горожан! Правила благоустройства теперь регулируют вопросы участия, в том числе финансового (!), собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.

Понятие "прилегающая территория" закреплено в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которого определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

Специалисты комитета дорожного хозяйства, благоустройства и экологии МО “Котлас” на каждой депутатской комиссии недавно пояснили, что прилегающая территория в каждой конкретной ситуации (т.е. по каждому объекту) будет определена в виде установления геометрических границ и закрепления их в виде документа в составе правил благоустройства, т.е. по каждой прилегающей территории появится карта-схема с конфигурацией границ.

Юридическим лицам, предпринимателям и жителям многоквартирных домов в эту тему необходимо уже сегодня начинать вникать. Кому и сколько достанется в обслуживание прилегающей территории? Это будет стоить и труда, и финансовых затрат. Дополнительная нагрузка. Как процесс обслуживания обозначенной прилегающей территории пойдет на деле? Это волнует нас, и должно волновать население города не менее. Считаю, что сегодня специалисты администрации, городские СМИ должны включиться в разъяснительную работу для котлашан.

Отмечу, что именно отсутствие приложения в виде карт-схем к Правилам благоустройства во многом затрудняло работу депутатов нашего Собрания с Правилами благоустройства - вопросов было больше чем ответов. В целом урегулирование данного вопроса безусловно поможет решить часто возникающие проблемы, связанные с наведением порядка и поддержанием чистоты на территории города.

Рассмотрев новые возможности муниципальных образований по регулированию вопросов благоустройства Собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России решило рекомендовать руководителям органов местного самоуправления членов Союза городов Центра и Северо-Запада России добиваться внесения изменений в законодательство субъектов Российской Федерации, направленных на расширение возможностей муниципальных образований в сфере регулирования вопросов благоустройства. А также решено обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть предложения Союза городов Центра и Северо-Запада России:
• о наделении органов местного самоуправления полномочиями привлекать лиц, ответственных за эксплуатацию зданий, к административной ответственности;
• об уточнении трактовки термина «прилегающие территории» в Градостроительном кодексе РФ, с целью упрощения процедур, связанных с вопросами регулирования;
• о разработке на федеральном уровне механизмов стимулирования выполнения межевания, постановки на кадастровый учет, оформления земельного участка в общедолевую собственность, мер воздействия на собственников при отказах и задержках принятия решения по оформлению земельного участка в общедолевую собственность, форм ответственности за такие решения.