48 сессия Собрания депутатов МО “Котлас” 15 декабря рассмотрела 11 вопросов повестки дня. Самыми острыми из них, вызвавшими немалую полемику еще во время работы постоянных депутатских комиссий, были проекты решений “О внесении изменений в Прогнозный план (Программу) приватизации объектов муниципальной собственности МО «Котлас» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов” и “О принятии в первом чтении проекта решения «О бюджете муниципального образования «Котлас» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Говоря простым языком, сложно дался выбор начать подготовку преобразования пяти муниципальных предприятий - ПОКиТС, Спецсервиса, ПУ ЖКХ пос.Вычегодский, Котласского рынка и МП “Мелкооптовое” - в ООО или ОАО. Тем более что в бюджете-2017 значилась немалая сумма планируемых доходов от их продажи.

Сессия прошла очень напряженно. И даже партийный пикет членов местной ячейки КПРФ перед зданием администрации накануне заседания показал волнения общественности в Котласе и степень ответственности депутатов за принимаемые решения. Одним из участников пикета стал депутат Тельман Мамедов, который, занимая свое место в зале заседаний, прикрепил и плакат с лозунгами, с которым только что стоял на крыльце администрации.

48 сессия Собрания депутатов МО “Котлас” неожиданно прерывалась дважды. Сначала депутаты объявили паузу на пятом вопросе, чтобы посовещаться по решению о включении в прогнозный план приватизации объектов муниципальной собственности. Предприятие объединенных котельных и тепловых сетей, Спецсервис, Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства поселка Вычегодский, Котласский рынок и торговое предприятие “Мелкооптовое”, как аргументировали свою позицию сотрудники администрации МО “Котлас” (проект решения в повестку дня сессии внес Глава города А.Бральнин), с 2017 года будут вынуждены проводить закупки только в рамках 44 федерального закона и это станет препятствием для их эффективной конкуренции на рынке. Во-вторых, депутатам доказывали, что такова общая тенденция правительства страны - и федералы продают акции и доли государственных предприятий для получения инвестиций, судьба МУПов ясна - преобразование в новые хозяйственные общества. А самое главное, муниципальные предприятия - единственный источник покрытия финансовых обязательств по уже заключенным контрактам в рамках реализации проектов туристского кластера (один из них - строительство Восточного шоссе в Котласе). Весь сыр-бор - в отсутствии вливаний из вышестоящих бюджетов.

На совещании за закрытыми дверями в объявленном перерыве депутатский корпус в полном составе выработал компромиссный вариант решения. Им стал альтернативный проект, который озвучил председатель фракции “Единая Россия” Игорь Сосновский, и который на сессии был одобрен к голосованию большинством народных избранников. От внесенного ранее проекта это решение отличалось двумя важными позициями. Депутаты уточнили, что итогом приватизации должно стать преобразование пяти городских предприятий в хозяйственные общества со 100-процентным участием МО “Котлас”. И дали задание руководителям муниципальных предприятий, включенных в прогнозный план (Программу) приватизации объектов муниципальной собственности на 2017 год и плановый период 2018-2019 г.г. подготовить предложения по количеству, размеру и стоимости подлежащих приватизации акций и долей хозяйствующих обществ, созданных в результате приватизации муниципальных предприятий.

Тем не менее перед голосованием в зале продолжился обмен мнений, депутаты задали немало вопросов.

- Мы в ходе длительного обсуждения данного - очень важного вопроса пришли к уточненному проекту решения, в котором очень четко прописано, что ни о какой продажи долей, акций речи не идет. Решение - только о том, чтобы начать процедуру преобразования муниципальных предприятий в общества с ограниченной ответственностью или в акционерные общества. У нас много разных предприятий, есть жизнеобеспечивающие - ПОКиТС и ПУ ЖКХ, но есть также предприятия, которые на сегодняшний день не связаны с выполнением наших полномочий - Мелкооптовое, Котласский рынок (определенное наследство), и учитывая изменения в законодательстве - им придется работать по закону о закупках №44-ФЗ, что фактически ставит под угрозу работу этих предприятий. Эта смена необходима. А вопрос продажи пакетов - отдельный, который будет рассматриваться при условии, что нам все-таки не удастся совместными усилиями, в том числе с депутатами областного Собрания попытаться добиться средств из вышестоящих бюджетов для финансирования наших обязательств по кластеру, - прокомментировал на сессии Глава города Андрей Бральнин.

Депутат Анатолий Арсеев уточнил, что представительный корпус соглашается при условии, что речь идет о 100-процентном участии “МО Котлас” в потенциально создаваемых ОАО.

Депутат Борис Вьюхин в ходе полемики попросил уточнить, продумана ли специалистами комитета по управлению муниципальным имуществом форма преобразования предприятий, все ли риски проанализированы? Он заострил внимание, что в случае с ООО есть такое понятие: тот, кто заходит в общество, может выйти с имуществом... После пояснений председателя комитета Вячеслава Содатова народным избранникам стало ясно, что 178-й федеральный закон о приватизации дает возможность преобразовать городские предприятия как в хозяйственные общества - ООО, так и в акционерные.

- Выбор формы зависит от размера уставного капитала, количества работников. Вопрос выбора - это вопрос формы приватизации. Это второе решение Собрания депутатов. Нельзя сейчас ограничить вас в будущем именно акционерными обществами. Отработает комиссия, даст свои предложения в том числе по размеру уставного капитала, количеству работников, и вы на основании федерального закона утвердите форму преобразования, - ответит В.Солдатов.

Депутат Эдуард Авилкин напомнил собравшимся в зале про живущий в народной памяти термин “прихватизация” и спросил:

- Мы сейчас вынуждены принимать решение о приватизации, учитывая, насколько это болезненный вопрос, в столь короткие сроки. В связи с чем такая поспешность? Если бы мы обсуждали это намного раньше? Шли поступательными шагами, обсудив вопрос - и вот этого, что сегодня происходит, его просто не было бы. За 20 дней мы вынуждены принимать решение, которое будет иметь для города судьбоносное значение. 

Вячеслав Солдатов ответил:

- Цель администрации - не избавиться от имущества, а создать возможность в будущем для исполнения тех бюджетных обязательств. При формировании бюджета мы столкнулись с вопросом о невозможности в рамках текущего бюджета закрыть целый ряд обязательств, которые были приняты в 2015 году. Приватизация, продажа акций будет осуществляться только в следующем году, только по вашему решению и только в случае, если мы не найдем других источников вливания в наш бюджет на эти цели в вышестоящих бюджетах.  

Во время подготовки вопроса депутатам не раз напомнили об их решении 2015 года, когда они принципиально согласились с решением проработать вопрос приватизации ПОКиТС как возможной в случае вынужденного поиска источника покрытия расходов по кластеру.

Эдуард Авилкин отметил на сессии: “Получается, что нас, Собрание депутатов, ввели в заблуждение, когда пообещали… Как сейчас помню Андрея Васильевича Палкина, который заявил, что деньги у государства (на финансирование проектов туристского кластера) есть, их нужно только взять. Мы приняли решение, поверили человеку - тогда областному депутату, сейчас депутату Государственной думы. Хотя я высказывал свое мнение категорически отрицательное.

Как долго будет происходить вся процедура акционирования? Как город будет балансировать бюджет, если не выполнит плановую цифру доходов в 115 миллионов? Есть ли потенциальный надежный инвестор, готовый приобрести доли или акции городских предприятий? Какие уроки стоит взять после продажи здания “Спутника” и приватизации “Жилфонда”? Какие в результате может получить тарифы на тепло население? Будет ли возможность отыграть решение назад? Массу вопросов задали народные избранники и юристы Аппарата Собрания депутатов.

На сессии прозвучали предположительные сроки завершения процедур преобразования - 3-4 кварталы 2017 года.  По словам В.Солдатова, жилищно-коммунальная сфера в кризис менее рискованна и потому привлекательна для бизнеса - "известны объемы, потребитель, деньги, которые крутятся".

- Думаю, что покупателя на какую-то часть, какую-то  долю пакета акций, если такая потребность возникнет, придет время, мы найдем, и найдем по хорошей цене. Цели нет - подарить кому-то муниципальный бизнес, - заявил Солдатов.

Бюджет есть бюджет - серьезный финансовый документ. Вопросов очень много возникает, ” - заметил Э. Авилкин.

За альтернативный проект решения в итоге проголосовали 19 депутатов. Воздержался один Тельман Мамедов.

Депутат Николай Завадский после голосования разъяснил, почему мнение большинства в итоге поменялось:

- Потому что сегодня из поводов внесения объектов в план приватизации ушел повод чисто пополнения бюджета. И наша договоренность пакетная в том и заключается, что мы сейчас по вопросу о первом чтении бюджета входим в согласительную комиссию и сумма, ожидаемая от приватизации - мы ее вот таким названием называть не будем. Будем искать другие поводы для покрытия этой дырки в бюджете. То, что мы делаем, пополняя план приватизации - мы должны были сделать давным - давно. Потому что сегодня 44-й закон… Он нас по сути дела поставил в такое положение, что промедление смерти подобно. То, что происходит сегодня в Вычегодском - прямое тому доказательство. Варианты развития событий какие? Маленькие предприятия просто загнутся. Большие для того, чтобы выжить, будут придумывать всякие схемы, создавать рядышком с муниципальным одноименное частное предприятие и гонять деньги. Мы с вами как собственники МП даже не будем знать, что на самом деле происходит.

Первый этап, который начнется после внесения в план приватизации, предусматривает как раз учет, пересчет всего, что есть, - оценка имущества, оценка объемов работ и ожидаемых поступлений. Это очень важно сегодня. Потому что другого такого повода у нас разобраться со своим городским хозяйством не будет. И третье. Взять тот же ПОКиТС. Если дальше не шевелиться - у предприятия единственный способ спасения - это расширение своих функций. С одной стороны оборудование стареет, сети стареют. Блочные котельные и индивидуальные котелки реальную конкуренцию создают. Если этому не противодействовать, не брать инициативу в свои руки, можно просто погибнуть. Опять мы как собственники (эффективные собственники) останемся у разбитого корыта. Поэтому инициативу нужно брать в свои руки сегодня. И то, что мы сегодня договорились - мы договорились на одном условии. - что в план приватизации объекты включаем, но никаких планов на себя, по получению от этой приватизации денег мы не берем. Потому что первое, что надо сделать, чтобы эти курицы, несущие золотые яйца, занеслись. Надо сначала сделать все, чтобы они работали, а потом думать уже что с этого поиметь в одной из целей приватизации - пополнение бюджета. Но сегодня это пополнение бюджета будет разовым и последним. Это направление мы сегодня отклоняем, а внесение в план (Программу приватизации) надо поддерживать.

Второй раз депутатский корпус покинул зал заседаний уже на вопросе принятия бюджета в первом чтении. Проект финплана с большой долей вероятности мог быть не принят. Депутаты высказывались за создание согласительной комиссии - совместной с администрацией города - чтобы там проработать вопрос сбалансировать бюджет-2017 без доходов от продажи предприятий, а бюджет в первом чтении приянть на внеочередной сессии. Однако на деле согласительная комиссия состоялась в перерыве. С участием всего депутатского корпуса. К диалогу присоединились сначала начальник финуправления Наталья Кошутина, а затем и Глава МО “Котлас” Андрей Бральнин.

“Бюджет сформирован не просто - мы несколько вариантов отрабатывали. Откуда взялись 115 миллионов от продажи акций и долей? Первое - это кластер, расчеты по контрактам, которые мы не знали, чем закрыть. 52 миллиона никак не балансировались. Во-вторых, банковская гарантия под кредит Горводоканалу -  получилось уже 80 миллионов. Плюс мы снизили 5 процентов муниципального долга, потому что он наращивается, и вы, депутаты, этим недовольны. Сегодня это возможность сбалансировать бюджет,” - отстаивала позицию администрации города начальник финуправления Наталья Кошутина.

Все надежды - на то, что в марте областное правительство пообещало пересмотреть свою инвестиционную программу, и если Котласу будет оказана поддержка на расчеты по Восточному шоссе, не придется продавать городские предприятия.

Убедить представительный корпус в принятии основных параметров бюджета следующего года (а проект финплана бюджетная комиссия до сессии вернула на доработку, не согласившись с цифрой 115 миллионов), помогло только обещание главы города Андрея Бральнина, что если все-таки встанет вопрос в необходимости получения доходов от продажи предприятий, то контрольный пакет по крайней мере важнейших двух предприятий, являющихся теплоснабжающими, - ПОКиТС и ПУ ЖКХ пос.Вычегодского - в любом случае останется за муниципалитетом. Более того, градоначальник  заверил депутатов, что будет изменено положение о формировании комиссии по приватизации, в состав которой войдут и депутаты.

Эти договоренности были получены уже в результате второго перерыва сессии. Бюджет Котласа в  первом чтении в итоге оказался принят. Как приняты и остальные девять решений из повестки дня сессии. Познакомиться с ними можно будет в ближайшее время на сайте в меню Документы - Решения сессий.