Сергей Мелентьев: о власти, авторитетах и союзниках

Фотографии: 

Две ветви городской власти - исполнительная и законодательная. Взаимоотношения между ними всегда складываются непросто. О своем опыте работы с Собранием депутатов нашей газете рассказал Сергей Мелентьев, глава Котласа с 2004 по 2013 годы, член партии “Единая Россия” .

- Сергей Николаевич, администрация и Собрание депутатов, случается, “делят” власть. Где по-вашему истина - кто главнее?

- Это же две ветви власти, одного дерева. Поэтому они, конечно, равны. Тут все зависит от авторитета. Вспоминаю, как с 1990 по 1995 годы я являлся депутатом тогда демократического Совета депутатов по 92-у округу. В то время уходила эпоха КПСС. Белый дом, осада...  Но мы-то в Котласе решали задачи местного значения. Депутатов в то время было больше ста человек (сравните - сейчас всего 20). Заседали в горкоме партии, в актовом зале. И конечно, когда сотня уважаемых людей, имеющих полномочия от избирателей, хочет защитить свой округ - без компромиссов никак. Выручали авторитеты. Бывало, спорим до хрипоты - встает Евгений Васильевич Ермаков, директор ДОКа, и доказательно, рассудительно начинает раскладывать весь вопрос по полочкам. Все слушают и принимают его сторону. Буквально за пять минут.

Из таких авторитетных людей были Владимир Вячеславович Антоновский, Владислав Иванович Лобанов - он являлся председателем этого совета некоторое время. Их слово было решающим. Вообще, силой убеждения обладают депутаты, которые отработали не один созыв, - новички на них смотрят. А также те, кто имеет опыт руководящей работы, за которыми стоят коллективы.

Это заметно и в работе современного депутатского корпуса. Правда, сейчас есть еще один нюанс, который накладывает свой отпечаток на принятие решений в ходе заседаний и обсуждений, - это партийная принадлежность депутатов. В 90-95 годах у нас была одна партия -  незачем было сражаться по политическим мотивам, решали чисто хозяйственные задачи. Сейчас в спорных моментах Собрание депутатов, по моему мнению, порой превращается в политическую трибуну.

- Вы говорите о том, что половина депутатов сегодня выбрана по партийным спискам и представляет интересы не округов, а своих партий?

- Да. Мое глубокое убеждение  (я это не раз говорил в Союзе городов Центра и Северо-Запада России, когда решался вопрос - проводить ли выборы местной законодательной власти по партийным спискам) - не должно быть политической борьбы на местном уровне. Ведь это борьба за власть. Власть у нас где - в центре, в Москве, в Федерации. Здесь же мы какую власть будем делить? Мы на местах, на земле живем, нам надо думать о приземленных вопросах.

Политическая составляющая делу вредит, если кто-то вдруг начинает раскачивать обстановку. Хотя это вопрос организации работы представительного корпуса, предрешенный федеральным законодательством, в реальности партийная дисциплина может вынудить депутата наступить на горло собственной песне и сделать выбор вопреки желаниям избирателей. Мы это наблюдаем во многих городах. Но хотелось бы, чтобы таких ситуаций было как можно меньше.

- Что, по вашему, делать?

- Наши избиратели знают своих авторитетных людей по их достижениям, делам, и именно по фамилии, а не принадлежности к партии. И было бы хорошо, если б избирали всех по именам. Тогда мог любой горожанин спросить у депутата - почему он сессию прогулял, почему такое решение принял? Мы тебя избирали, ты на нас работай.  

А что делать? Выходить на руководство страны через областные, межмуниципальные организации. И в мою бытность главой мы много раз подписывали обращение от Союза городов, все коллеги нас поддерживали, в том числе из Союзов городов Урала и Поволжья, Сибири. Как говорится, кто стучит - тому чаще дверь открывают. Надо приводить факты. Разве это дело, когда одна из фракций по политическим мотивам покидает зал, чтобы не было кворума? Какие могут быть партийные разночтения на местах? Здесь у власти одни вопросы - канаву выкопать, школу отремонтировать…

- Вспомните: предстоит сессия Собрания депутатов, вы как глава города отстаиваете свои решения. А какие у вас были ожидания накануне заседаний?

- Разные. Все зависело от того, какой истек срок депутатских полномочий конкретного корпуса. Он в самом начале избрания или уже к концу срока полномочий? Это два совершенно разных рабочих представительных органа, поверьте.

- Как так?..

- В самом начале работы депутаты, особенно новички, убеждены, что теперь-то у них есть такие полномочия, такие законные права, что они свернут горы. Всех убедят, что надо делать так, а не иначе. И на первых сессиях возникают споры, есть и недоверие к исполнительной власти. Потому что не участвуя в принятии властных решений до того, как стали депутатами, они видят много проблем территории. Да все их видят! Но новички еще не понимают, каким ресурсом мы располагаем для их решения?

Проходит некоторое время - две, три, пять сессий - приходит опыт, что принять коллективное решение гораздо труднее, чем одному высказывать свою идею.

Я пытался и сам, и со своими замами в период до сессий убедить большинство депутатов в оптимальном решении. Поэтому подготовка к заседаниям в первый период после избрания корпуса - очень большой объем работы, приходилось много времени проводить с депутатами.

Каждый год принятие бюджета - это всегда компромисс. Там превалирует определенный акцент - сразу все проблемы решить невозможно. Необходимо выделить одну-две. Сосредоточить там финансовый ресурс. Доказываешь, объясняешь, что стоит за каждым предложенным решением - и постепенно корпус депутатов становится твоим союзником.

По истечении года-двух мы уже всегда работали в тандеме. Четыре созыва через меня прошло - с двумя работал как заместитель главы. И каждый раз, как подходил к концу срок депутатских полномочий, слышал от многих народных избранников: “Сергей Николаевич, спасибо за совместную работу!”

- Будучи главой, лично вы видели за депутатами избирателей их округов?

- Конечно! Каждый, выступая, всегда апеллировал к поддержке своих избирателей, озвучивал проблемы округа. Это и правильно - как иначе. Было понятно, откуда депутат.

Беседовала Елена Безденежных.